Главная»Полезная информация»Эффект аквапланирования

Эффект аквапланирования

Эффект аквапланирования (гидропланирования) наступает, во время сильных дождей или при движении по лужам, когда одна или несколько шин поднимается над поверхностью дороги, и между шиной и поверхностью в качестве связующего элемента оказывается прослойка воды.

Аквапланирование обычно сопровождается резким всплеском воды, легкой подвижностью руля и ощущением отсутствия контроля рулевого управления, а также снижение скорости с возможным уводом автомобиля в сторону от курсового направления.

Момент, в который может наступить эффект аквапланирования шины, зависит от многих факторов, таких как глубина лужи на дороге, скорость движения, вес автомобиля, ширина шины, остаточная глубина протектора, давления воздуха в шине и рисунка протектора. То есть, насколько быстро автошина сможет удалить воду из пятна контакта шины с дорогой, зависит от объема удаляемой воды, веса, который давит на точку удаления и насколько эффективно рисунок протектора покрышки справляется с эвакуацией воды. В глубокой луже, на легком автомобиле с широкими шинами и «лысым» рисунком протектора эффект аквапланирования наступит достаточно быстро и на низкой скорости движения. В целях собственной безопасности никогда не нужно забывать о том, что любая шина на любом автомобиле рано или поздно «всплывет», поэтому следует сбрасывать скорость во время вождения в дождь. Согласно проведенным исследованиям средняя критическая скорость движения автомобиля, на которой может наступить эффект аквапланирования равна 70 км/ч, но повторимся, что это зависит от множества факторов описанных выше.

Как правило, дизайн рисунка протектора влияет на сопротивление аквапланированию на высоких скоростях и в глубокой воде, а вот на управление на низких скоростях и на мокрой дороге (не по лужам) влияет состав смеси, использованной в протекторе автошины.

Если производитель автомобильной резины хочет сделать автошину с хорошим сопротивлением аквапланированию, он делает её с направленным V-образным рисунком протектора и с глубокими полированными каналами. V-образный рисунок протектора наиболее эффективно справляется с эвакуацией воды, действуя подобно лопастям работающим в одном направлении, рассекая и удаляя воду с пятна контакта автошины с поверхностью дороги.

Не смотря, на отличные ходовые качества при движении на шине с направленным рисунком протектора по воде, у него есть так же ряд недостатков (поведение на сухой дороге, высокий уровень шума). Поэтому, большинство современных автошин делаются с асимметричным рисунком протектора, который сочетает в себе все необходимые рабочие характеристики необходимые при движении шины.

Для предотвращения аквапланирования, перед лужей рекомендуется сбрасывать скорость, проходить лужу по прямой, крепко удерживая руль. В случае если лужа находится на повороте, то следует постараться завести автомобиль в поворот до начала лужи, по воде проехать в прямом направлении и дальше подруливать в сторону поворота уже после окончания лужи.

В момент наступления эффекта аквапланирования, рекомендуется плавно сбросить скорость, отпустив педаль газа и не совершать резких поворотов руля, стараясь плавно стабилизировать курсовую устойчивость автомобиля.